Почему уровней требований именно три?

06.02.2025 19:12

Фрагмент моего выступления на конференции Analyst Days #19 Пять граней мышления аналитика.

Первая важная грань мышления аналитика — системное мышление.

Это взгляд на мир в целом как на систему систем. То есть мы во всем видим систему, мы понимаем элементы, взаимосвязи между ними, и понимаем, какой частью верхней системы эта система является.

Почему слово «теория» на слайде я взял в кавычки? Потому что это, на самом деле, не формальная теория, которая дает вам какой-то аппарат математический или мыслительный, позволяющий вам решать какие-то прикладные задачи, а, скорее такая философская концепция взгляда на мир, которая дает нам терминологию и определенные паттерны мышления. Один из которых я назвал — все видеть как систему.

Вот один из таких примеров я вам сейчас приведу.

Сколько уровней у требований?

Все читали Вигерса, как минимум, первую главу. Там он дает три уровня требований.

Кто-то, может быть, читал Леффингуэлла, это автор более ранней книги о требованиях, и в ней он тоже дает три уровня требований.

Когда я курсы проводил для аналитиков, я тоже говорил, что уровней требований три, потому что это хорошее число, чтобы их классифицировать.

Почему же их на самом деле три? Я для себя нашел, что ответ дает теория систем.

Есть наша система или наш продукт, который мы куда-то хотим продать, внедрить, настроить и так далее. Он нужен не просто так, он нужен как часть какой-то надсистеме, и он там нужен для чего-то — для того, чтобы решать какие-то верхнеуровневые цели. И, собственно, представление о том, зачем он нужен, то есть требования к его назначению, это и есть первый уровень, так называемые бизнес-требования.

Внутри системы по определению есть другие элементы, с которыми мы, опять же по определению системы, взаимодействуем. И способ взаимодействия с внешним миром внутри системы — это второй уровень требований. У Вигерса он называется «пользовательские требования», и туда же относятся требования к интеграции. Сейчас они все более актуальны, потому что системы все больше взаимодействуют не с людьми, а с другими системами. Это окружение нашего продукта или системы, где наша система как черный ящик взаимодействует с остальным.

И третий уровень требований. Наша система тоже является системой, и требования, относящиеся уже к ее внутреннему устройству, тому, что она должна собой представлять, составляют третий уровень. У него есть разные названия. Вигерс это называет «функциональными требованиями». Мне кажется, это очень неудачный термин, потому что они не только функциональные. Кто-то называет эти требования «системными», кто-то называет «техническими», и это как раз то, чем занимаются системные аналитики.

И вот, казалось бы, элементарный взгляд, но мне он помог решить те проблемы, которые возникали в моей работе: как правильно классифицировать требования, как понять их приоритеты.



Автор статьи


Григорий Печёнкин

Партнёры и друзья



Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (включая сведения о местоположении, тип и версия ОС, тип и версия браузера, тип устройства и разрешение его экрана, источник откуда пришел на сайт пользователь, с какого сайта или по какой рекламе, язык ОС и Браузера, какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь, IP-адрес). Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт. Вы можете узнать, как используются эти данные, ознакомившись с Политикой конфиденциальности.
Ясно, больше не показывать это сообщение